Существует треугольник отношений – так называемый Треугольник Карпмана, состоящий из трёх вершин:
🔺Спаситель,
🔺Агрессор,
🔺Жертва.
Этот треугольник ещё называют магическим, так как стоит в него попасть, тут же его роли начинают диктовать участникам их выборы, реакции, чувства, восприятие, последовательность ходов и так далее.
А самое главное – участники хаотически ”плавают” в этом треугольнике по ролям.
Жертва очень быстро превращается в Преследователя (Агрессора) для бывшего Спасителя, а Спаситель очень быстро становится Жертвой бывшей Жертвы.
Например, есть некто, страдающий от чего-то или кого-то (эти "что-то" или "кто-то" и является Агрессором). А страдалец (страдалица) – это как бы Жертва.
Жертва быстро находит Спасителя (или спасителей), который (по разным причинам) стремится (вернее, пытается) помочь Жертве.
Всё бы ничего, но Треугольник-то магический, и Жертве совершенно не нужно избавление от Агрессора, а Спасителю – не нужно, чтобы Жертва перестала страдать. Иначе он ей будет не нужен. Какой же Спаситель без жертвы? Жертва “излечится”, “избавится”, и кого же тогда спасать?
Получается, что и Спаситель, и Жертва заинтересованы (неосознанно, конечно) в том, чтобы фактически всё оставалось по-прежнему.
Жертва должна страдать, а Спаситель должен опекать и героически спасать.
Все довольны:
* Жертва получает свою долю внимания и опеки, а Спаситель горд тем, какую важную роль он играет в жизни Жертвы.
* Жертва платит Спасителю признанием его заслуг и роли, а Спаситель платит за это Жертве вниманием, временем, энергией, чувствами и т.д.
Ну и что? – спросите Вы. Все же довольны!
Как бы не так!
На этом треугольник не останавливается. Жертве становится мало того, что она получает. Она начинает манипулировать – всё больше и больше требовать и оттягивать на себя внимания и энергии Спасителя. Спаситель старается (уже на сознательном уровне), но у него ничего не получается. Конечно, он же на бессознательном уровне не заинтересован помочь ОКОНЧАТЕЛЬНО, он же не дурак, лишиться такого “вкусного” процесса!
У него не получается, его состояние и самооценка (самоуважение) снижаются, ему становится плохо, а Жертва продолжает требовать внимания и помощи.
Постепенно и незаметно Спаситель становится Жертвой, а бывшая Жертва становится Преследователем (Агрессором) для своего бывшего Спасителя. И чем больше Спаситель вкладывал в того, кого он спасал, тем, по большому счёту, он становится больше ей должен. Ожидания растут, и он ОБЯЗАН их реализовывать.
Бывшая Жертва всё больше недовольна “не оправдавшим её ожиданий” Спасителем. Она всё больше и больше путает, кто же на самом деле является Агрессором. Для неё уже бывший Спаситель виноват в её бедах. Как-то незаметно происходит переход, и уже почти осознанно она недовольна бывшим благодетелем, и уже его обвиняет чуть ли не больше, чем того (то), кого (что) раньше считала причиной своих бед.
Бывший Спаситель становится для бывшей Жертвы обманщиком и новым Агрессором, а бывшая Жертва устраивает настоящую охоту за бывшим Спасителем.
Но это ещё не всё…
Бывший кумир повержен и ниспровергнут. Жертва ищет новых Спасителей, ведь у неё количество Агрессоров возросло – бывший Спаситель не оправдал ожиданий, по большому счёту, обманул её, и теперь должен быть наказан.
Бывший же Спаситель, являясь уже Жертвой своей бывшей Жертвы, измотанный в попытках (нет, не помочь, его сейчас волнует лишь одно – суметь спастись от "жертвы") – начинает (уже как истинная Жертва) искать других спасителей – и для себя, и для своей бывшей Жертвы. Кстати говоря, это могут быть разные Спасители – для бывшего Спасителя и бывшей Жертвы.
Круг расширяется. Этот треугольник и называется магическим, что:
1. Каждый участник бывает во всех его углах (играет все положеные в треугольнике роли);
2. Треугольник устроен так, что вовлекает всё новых и новых участников.
Бывший Спаситель, использованный, выбрасывается, он истощён, и уже не может быть полезен Жертве, и Жертва отправляется на поиск новых Спасителей (будущих её Жертв).
С точки зрения Агрессора тут тоже интересные штуки.
Агрессор (настоящий агрессор, тот, кто и считает себя агрессором, преследователем) как правило, не знает о том, что Жертва на самом деле не жертва. Что она НЕ на самом деле беззащитна – просто ей нужна выбранная ею роль.
Жертва же очень быстро находит Спасителей, которые “внезапно” появляются на пути Агрессора, и тот очень быстро становится уже их Жертвой, а Спасители превращаются в Преследователей бывшего Агрессора.
Это великолепно описал Эрик Берн на примере сказки про Красную Шапочку.
Шапочка – Жертва, волк – Агрессор, охотники – Спасители.
Но сказка заканчивается вспоротым брюхом волка.
Алкоголик – жертва алкоголя. Его жена – Спаситель.
С другой стороны Алкоголик – Агрессор для жены, и она ищет спасителя – нарколога или психотерапевта.
С третьей стороны, для алкоголика жена – Агрессор, а его Спасителем от жены является алкоголь.
Врач быстро из Спасителя превращается в Жертву, так как обещал спасти и жену. и алкоголика, и даже брал за это деньги, а жена алкоголика становится Преследователем врача.
И тогда жена ищет нового Спасителя.
И кстати, жена обретает нового обидчика (Агрессора) в лице врача, ведь он обидел и обманул её, и не выполнил своих обещаний, взяв деньги.
Поэтому жена может начать Преследования бывшего Спасителя (врача), а ныне Агрессора, находя новых Спасителей в виде:
1. СМИ, судебных органов.
2. Подружек, с которыми можно перемывать косточки уже и врачу (“Ох уж эти врачи!”).
3. Нового врача, который вместе с женой осуждает “некомпетентность” предыдущего врача.
Ниже представлены признаки, по которым можно себя узнать, когда Вы оказываетесь в треугольнике.
Чувства, которые испытывают участники событий:
Жертва: чувство беспомощности, беспросветности, принуждения и причинения, безысходности, бессилия, никчёмности, собственной неправильности, запутанности, смятения.
Спаситель: чувство жалости, желание помочь, собственное превосходства над жертвой (над тем, кому хочет помочь), большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, "я больше знаю про то, как нужно действовать". Сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (обратите внимание, это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой, а значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь).
Агрессор: чувство собственной правоты, благородного возмущения и праведного гнева, желание наказать нарушителя, желание восстановить справедливость, оскорблённое самолюбие, убеждённость, что только он знает, насколько обосновано раздражение на Жертву и тем более на Спасителей, которых воспринимает, как мешающий фактор (Спасители ошибаются, ведь только Агрессор знает, как нужно прямо сейчас поступить).
Жертва – страдает.
Спаситель – спасает и приходит на помощь и выручку.
Агрессор наказывает, преследует, преподносит урок.
Если Вы оказались в этом “магическом” треугольнике, то знайте, что Вам придётся побывать во всех “углах” этого треугольника, и перепробовать все ЕГО роли.
События в треугольнике могут происходить сколь угодно долго – вне зависимости от сознательных желаний их участников.
Жена алкоголика не желает страдать, алкоголик не желает быть алкоголиком, а врач не желает обманывать семью алкоголика. Но всё определяется результатом.
Пока хоть кто-нибудь не выскочит из этого проклятого треугольника, игра может продолжаться сколь угодно долго.
Как выскакивать?
Самое главное – осознать, на какой именно роли Вы вошли в этот треугольник.
Какой из углов треугольника был для Вас входом в него?
Обычно в руководствах дают следующий совет: инверсировать роли.
То есть, заменить роли на другие:
Агрессора можно воспринять как Учителя.
Фраза, которую я говорю своим ученикам: «Наши враги, и те, кто нам “мешают», являются нашими лучшими наставниками!»
Спасителя следует воспринять как Поддержку или (максимум) Сопровождающего (как инструктор в фитнесс-клубе: Вы делаете, а он корректирует и вдохновляет).
А Жертве полезно стать Учеником.
Если Вы поймали себя на роли Спасителя – бросьте глупые мысли о том, что тот, “кто нуждается в помощи”, немощен и слаб.
Принимая его такие мысли, Вы делаете ему медвежью услугу. Вы делаете что-то ЗА него. Вы мешаете ему научиться самостоятельно чему-то важному для него.
Нельзя делать ничего за другого человека.
Ваше желание помочь – искус, жертва является Вашим искусителем, и Вы, фактически, являетесь искусителем и провокатором для того, кому стремитесь помочь.
Дайте человеку делать самому. Пусть он ошибается, но это будут ЕГО ошибки. И он не сможет Вас обвинить в этом, когда попытается перебраться в роль Вашего Преследователя.
Человек должен пройти свой путь сам.
Великий психотерапевт Александр Ефимович Алексейчик говорит:
«Помочь можно только тому, кто что-то делает.»
И продолжал, обращаясь к тому, кто был в этот момент в позиции беспомощности:
«Что Вы делаете, для того, чтобы он (тот, кто помогает) мог Вам помочь?»
Великолепные слова!